Антикварные нательные кресты

 

На Руси крест получил распространение после крещения киевским князем Владимиром. Спустя довольно непродолжительное время, орудие казни стало главным и наиболее почитаемым символом христианства.

Первые нательные кресты изготавливались из сплавов меди, часто покрывались эмалями. Но все они были просты в исполнении. Расцвет изготовления нательных крестов пришелся на 18-19 века.

Несмотря на то, что технологий тогда, по сути, не было никаких, изготовление нательных крестов достигает небывалого расцвета.

С тех пор как киевский князь крестил Русь, мало что смогло сохраниться в своем первозданном виде. Это же касается и нательных крестов. Они стали различаться по форме, материалу и по гендерному признаку. Так, встречаются аскетичные кресты небольшого размера, и вместе с ними довольно внушительные вычурные распятия из драгметаллов. Размеры нательных крестов того времени колеблются от полутора до семи сантиметров. Собственно говоря, нынешние священники РПЦ, вероятно, считают, что чем больше и вычурнее крест, тем лучше он “работает”.

В то время крестики в основном отливали из меди и её сплавов с другими металлами. Золотые крестики тоже встречались. Но они были очень редкими — один золотой крестик на две сотни выпущенных. Это объясняется тем, что основной массой верующих были простые крестьяне, которые не могли позволить себе такую роскошь. К тому же, раньше было предубеждение изготовлять церковную утварь из этого материала.

Говорить о том, что антикварные кресты имели какую-то художественную ценность, не приходится. Главное, чтобы крест был на шее. А вот художественная ценность была делом второстепенным.

Сегодня старинные нательные крестики можно найти с помощью металлоискателя на месте старинных разрушенных церквей или кладбищ, где сегодня поля или вообще незаселенная земля.

Как уже было сказано выше, ни о какой художественной ценности нательных крестов речи не шло. Те кресты, которые можно сегодня встретить на прилавках антикварных магазинов, выглядят крайне непрезентабельно. Они могут быть кривобокими, плохо отлитыми, с заусенцами.

Тем не менее, те кресты, которые покрывались эмалью, все же несут некую художественную ценность. Да и сам цвет эмали выбирался не наобум. Так, белая эмаль на крестике обозначала душевную непорочность.

Синий цвет это цвет божественной тайны. Голубой цвет выражал покаяние и целомудрие. Черная эмаль свидетельствовала о скорби того, кто носит такой крест. И о том, что человек отрекся от внешнего мира. Кроме того, можно встретить и крестики, покрытые эмалью нескольких цветов. Их сочетание тоже несло в себе смысловую нагрузку.

Как бы там ни было, но антикварные нательные кресты сегодня это уникальное явление. И хотя, как уже упоминалось, художественной ценности они не несут, они остаются неотъемлемым элементов христианства.

В данной статье были рассмотрены только православные нательные кресты. Все дело в том, что нательные кресты в католицизме отличаются от православных. И заслуживают рассмотрения в отдельной статье.