Антикварные броши

 

С искусством ювелиров связано множество маленьких чудес. Одно из них – старинные броши. Поговорим подробнее об этом виде антиквариата, который привлекает многих начинающих и опытных коллекционеров.

Пик популярности и многообразия этих поразительных украшений пришёлся на XVII век. В середине столетия мастера из России и Европы начали активно применять алмазы при отделке брошей, которые они создавали. Более того, именно в это время и именно благодаря работе над брошами сформировались классические схемы огранки бриллиантов.

В течение шестнадцатого века поменялась и функция броши. Ранее она выступала своего рода застёжкой для верхней одежды, а до наших дней дошла как украшение для торжественных мероприятий фактически не имеющее практической функции.

Одним из уникальных примеров искусства тогдашних ювелиров можно назвать пряжку аграф с бриллиантами в виде банта, которой владела российская императрица Елизавета Петровна. Это изделие хранится в помещениях алмазного фонда России. Выполнен шедевр в форме банта довольно большого размера. Ещё одно историческое украшение, которое было собственностью царской семьи, это брошь, известная под названием «Большой букет», усыпанная множеством различных ценных камней.

Во Франции XIX века в моду входит стиль под названием «ампир». Он предполагает выдержанность и лаконичность линий. Основным материалом для брошей в это время стали полудрагоценные камни, на поверхности которых вырезались различные изображения. Это возможно благодаря тому, что прочность таких камней намного меньше. Новый тип брошей получил название «геммы». Также стали популярны камеи, которые любили в Европе и России. Многие экземпляры этих украшений сделаны из оникса, а в России многие камеи оправляли в бриллианты. Изделия этого периода пользуются огромным интересом среди коллекционеров и постоянно растут в цене.

Примерно в середине XIX века в ювелирной моде наметилась интересная тенденция. Стали популярны броши в форме различных насекомых. Консервативность и строгость предыдущих периодов была отброшена и фантазия мастеров получила куда больше свободы. В это время были созданы удивительно реалистичные «стрекозы», «бабочки», «жуки» и прочие насекомые. Они быстро стали популярны среди европейского высшего света. Сформировались даже коллекции «ювелирных насекомых», которые назывались инсектариями.

Все эти изделия очень ценны и интересны ещё и потому, что ювелиры того времени в процессе работы над украшениями применяли детальные атласы с очень подробными изображениями насекомых в различных ракурсах. Такие книги стали атрибутом всех уважающих себя мастеров. Новацией этого периода стала траурная брошь, которую делали из чёрных самоцветов. Наибольшую популярность новинка имела среди жителей Британских островов.

Антикварные броши

Конец XIX века ознаменован расцветом творчества мастеров ювелирного дела из России. Среди них выделялись: Хлебников, Сазиков, Овчинников и Хлебников. В это время произошло множество технических новаций, приведших к переносу акцентов работы ювелира с качества обработки, о котором можно было не волноваться, на сугубо художественные и дизайнерские стороны.

Всё более возрастает частота использования полудрагоценных камней, в отделке всё шире применяется эмаль и гильоширование. Так называется способ шлифовки камней, при котором на поверхности образовываются волнистые переплетающиеся линии.

В двадцатом веке тон задавали такие мастера как Фуке, Тиффани, Лолик, ставшие всемирно известными родоначальниками ситля модерн в ювелирном деле.