Чего вы могли не знать о фарфоре. История, технологии, стили

 

Чего вы могли не знать о фарфоре

Изделия из фарфора и сам этот материал кажутся обыденными, но есть в нём в то же время и какая-то загадка. Как мастерам удаётся создавать такие тонкие и почти живые вещи, на первый взгляд, из довольно грубого и неподатливого материала.

Давайте попробуем раскрыть некоторые загадки фарфора, ведь именно они делают его таким притягательным.

Историкам и знатокам известно, что производство фарфора началось в Китае около 620 г. он довольно быстро стал известен и популярен по всей Поднебесной и за её пределами, но на европейский рынок он пришел только в XVI веке. Виной тому разные причины: войны, разрушение торговых связей и многое другое. Но, так или иначе, европейцы встретили экзотическую новинку с восторгом. В английском языке появился синоним слова «фарфор» этим словом стало «china». А словом «порцелан» в те времена называли перламутр.

Попытки повторить работу китайских мастеров и воссоздать фарфор в Европе велись ещё со времени Средневековья. Но первых серьёзных результатов удалось достичь французским мастерам, которые в конце XVI века смогли получить вещество, имитирующее китайский фарфор. Сейчас оно известно нам как «мягкий фарфор». Настоящий же фарфор, в составе которого есть каолин, изобрёл в 1710 году немец Йохан Фридрих Бёттгер. В этом же году возникла первая фабрика фарфора в Саксонии и всей Европе.

В чём отличие двух сортов фарфора? Специфических черт твёрдого фарфора немало. Основные среди них: включение в состав каолина и белой глины, намного более высокая температура, при которой производится обжиг. Благодаря этому фарфоровые изделия становятся намного прочнее и лучше выдерживают температурные воздействия. Фарфор без глазури принято называть бисквитом.

Среди стилей фарфора существует направление «шинуазри» (название переводится с французского как «китайщина»). Как очевидно из названия, оно появилось на основе французского увлечения китайскими мотивами в XVII – XVIII веках.

Немного о технологиях

Мало кому известны все детали технологического процесса при производстве фарфора. Мы хотели бы слегка приоткрыть завесу загадочности и рассказать о нескольких интересных фактах, связанных с производством.

Наверное, вы даже не догадывались о том, что в процессе обжига фарфоровые фигурки подвергаются усадке на целых 17%. Что это означает? Готовое изделие становится на 17% меньше в размерах в сравнении с заготовкой.

Ещё одна тонкость, о которой вы, скорее всего, не догадывались. Фигурки перед обжигом собирают из нескольких деталей. Задачи сборщика едва ли не сложнейшие на всём производстве.

Как расписывают фарфор?

Существуют две основные технологии нанесения краски на изделия из фарфора. Одна из них называется подглазурной, другая – надглазурной.

Во втором случае краску наносят очень тонким слоем прямо на глазурь и при обжиге она спекается. Возникает, по сути, цветное покрытие в виде глазури.

Нанесение подглазурных красок производится по обратной схеме.

Мелкие, но важные детали

Вы замечали на статуэтках маленькие дырочки? Как правило, они располагаются снизу. Знаете ли вы, для чего они предназначены? На самом деле ответ элементарен – отверстия предупреждают растрескивание при обжиге. Именно через них выходит горячий воздух. После проделывания этого отверстия внутри оказывается маленький кусочек фарфора, он и создаёт эффект погремушки, придавая фигурке неповторимый голос.

Благодарим вас за интерес к нашему блогу. Для вас мы будем и дальше освещать самые занимательные темы, связанные с историей бытовых предметов, технологиями, по которым создаются произведения искусства.