Коллекционирование старинных рекламных плакатов

Что только не коллекционируют люди… Тут и книги определенной тематики, и обертки от мороженого, и пуговицы, и чайные пакетики. Собирают даже обувь, мыло и обертки от сыра. Что ж, о вкусах не спорят. Так что старинные рекламные плакаты — ничуть не хуже тех же пуговиц или марок. И сегодня мы поговорим именно о них, о рекламных плакатах и их собирательстве.

Первые такие продукты рекламной деятельности можно найти еще в 18 веке. На минуточку — больше трехсот лет! Понятное дело, что такие плакаты делались вручную. На них было обозначено только название товара и цена.

К началу века 19 печатная промышленность была уже довольно развитой. Так что плакаты можно было уже печатать в большом количестве. По содержанию они, конечно, были куда интереснее своих предшественников. Но вот иллюстраций в них, увы, не было.

Старинные рекламные плакаты

Во время войны плакаты уже были с иллюстрациями. Конечно, основная масса плакатов тех времен — агитационные. Но и реклама имелась. Рекламировались какао, шоколад, аспирин, часы, ручки. Но все рекламные плакаты тех времен, так или иначе, затрагивали военную тематику.

К 20 годам реклама уже стала мощным бизнесом. И началась борьба за покупателей. Самые лучшие художники тех времен работали над рекламными плакатами. Тогда считалось, что если смысл рекламы покупатель не поймет за две секунды, то он не станет вашим клиентом.

Художники использовали самые разные стили в своих плакатах. Тут и юмор, и сатира, и пафос, и гротеск. Все делалось для того, чтобы завлечь покупателя. В принципе, ничего с тех пор не изменилось. Разве что в современных рекламных плакатах добавилась тематика секса.

Стоит отметить чеха Альфонса Муху, который известен своими рекламными театральными афишами. Основное направление творчества — модерн. Но кроме афиш, Муха известен рекламными плакатами папиросной бумаги “Джоб” и всеми любимого шоколада “Нестле”.

Жюль Шере, Джон Хартфилд, Альберт Гийом — все они записаны в анналы истории рекламных плакатов.

Было бы несправедливо не вспомнить о торговых карточках. Это, по сути, рекламный мини-плакат. Впервые они появились в конце 19 века. Прикладывались к разным товарам. Что-то типа современного рекламного буклета. Изображались на них популярные и злободневные сюжеты и темы. Встретить сегодня полный комплект таких карточек — большая удача. Так что цена на них может быть очень высока. Все дело в том, что печатались они на низкокачественном картоне, и быстро рвались. Но при этом они были очень и очень красиво оформлены.

В России рекламный плакат — явление не слишком изученное и известное. Появление первого датируется рубежом 19 и 20 веков. Тогда в стране наблюдался рост промышленности: ярмарки, национальные выставки, всемирные выставки, научные достижения. Все это сопровождалось рекламными плакатами.

Первыми компаниями, которые начали заказывать такие плакаты, были табачные и папиросные фабрики. Чай, швейные машинки Зингер, бижутерия, локомобили — на рекламных плакатах дореволюционного времени было много всего интересного. Но чаще встречаются агитационные плакаты времен Второй мировой. Хотя встречаются в неплохом состоянии агитплакаты и времен Первой мировой. Стоят такие от 30 тысяч. Старинные рекламные плакаты, вышедшие из-под кисти зарубежных мастеров, стоят еще дороже. Однако встречаются все реже, увы.